Требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания
Данные требования можно разбить на несколько групп:
1) о предоставлении информации об оказываемой услуге;
2) о качестве и безопасности предоставляемой услуги;
3) о санитарных правилах (к помещению, продуктам питания, а также их транспортировке, хранению и др.).
4) в отношении ведения бухгалтерского учета, применения контрольно-кассовой техники, сдачи налоговой отчётности.
Данный перечень не является закрытым.
Большинство требований, касающихся деятельности предприятий общественного питания, закреплены в Постановлении Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания".
В соответствии с указанными Правилами, предприятие общественного питания обязано предоставить потребителю в удобной и доступной форме информацию о фирменном наименование (названии), месте нахождения, режиме работы. Данная информацию должна быть указана на вывеске организации (если данные услуги оказываются ИП, то необходимо предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа).
Дополнительно потребителю должна быть предоставлена информация об оказываемых услугах, позволяющая потребителю сделать разумный и обоснованный выбор (среди подобных услуг).
Такая информация должна содержать:
- перечень услуг и условия их оказания;
- цены (обязательно- в рублях), а также условия оплаты услуг (возможность оплаты банковской карточкой, осуществление расчётов лишь в безналичной форме);
-перечень и наименование предлагаемой потребителю продукции, включая вес готовых порций, способ приготовления блюд, а также входящие в них основные ингредиенты, сведения об их пищевой ценности;
-перечень нормативных документов, требованиям которых должны соответствовать продукция/оказываемые услуги.
Правилами также установлено следующее:
- режим работы устанавливается исполнителем услуги/предприятием общественного питания самостоятельно (это не относится к муниципальным или унитарным предприятиям).
- право предприятия общественного питания установить правила поведения для потребителей. Например, ограничить курение внутри помещения и рядом с ним, запретить обслуживание потребителей, не снявших верхнюю одежду (данные правила не должны противоречить законодательству РФ.
- обязанность соблюдения правил, установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах, являющихся обязательными требованиями.
- перечень услуг, предоставляемых потребителю, определяется предприятием общественного питания самостоятельно, однако все услуги и продукция должны соответствовать обязательным требованиям нормативных документов.
- обязательность наличия у предприятия общественного питания книгу отзывов и предложений.
Сертификация оказываемых услуг
Предприятие общественного питания не обязано сертифицировать свои услуги. Однако закон не запрещает пройти добровольную сертификацию. Наличие сертификата качества способно увеличить доверие потребителя и подтвердить высокое качество предоставляемых услуг.
Лицензирование алкологольной продукции
Регулирование в области оборота алкогольной продукции осуществляется посредством лицензирования. То есть, предприятие, предоставляющее возможность потребителям покупать алкоголь, должно получить соответствующую лицензию.
Санитарно-эпидемиологические правила
Группа требований, касающихся санитарно-эпидемиологических правил, является наиболее трудно выполнимой на практике, так как их выполнение требует неукоснительного соблюдения установленных в законе требований, большого количества денежных вложений и постоянного внимания собственника предприятия общественного питания к процессу оказания услуг потребителям.
Данные требования перечислены в Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья СанПиН 2.3.6.1079-01 (см. здесь).
Правила СанПиН направлены на предотвращение возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения РФ.
Правилами СанПиН определены требования:
- к размещению организаций общественного питания;
- водоснабжению и канализации;
- условиям работы в производственных помещениях;
- устройству и содержанию помещений;
- оборудованию, инвентарю, посуде и таре;
- транспортировке, приему и хранению сырья, пищевых продуктов;
- обработке сырья и производству продукции;
- раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий.
За несоблюдение данных требований предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (подробнее об ответственности см. здесь)
Учёт денежных средств
Являюсь субъектом предпринимательской деятельности, принимающим от потребителей наличные и безналичные денежные средства в качестве уплаты за предоставленные услуги, предприятие общественного питания обязано вести учет движения денежных средств и соблюдать порядок ведения кассовых операций, установленный в РФ.
Осуществление кассовых операций
Порядок ведения кассовых операций регламентирован в следующих законодательных актах:
1) Федеральном законе от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
2) Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
3) Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов".
4) Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Минфином России 30 августа 1993 г. N 104, которые применяются в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ.
Ведение бухгалтерского учёта
Предприятие общественного питания обязано разработать и утвердить свою учётную политику, а также вести бухгалтерский учёт. Это требование содержится в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Юрист ООО "Ависто"
© Кривошапова Ольга
Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.