Требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания

Данные требования можно разбить на несколько групп:

 

1)          о предоставлении информации об оказываемой услуге;

2)          о качестве и безопасности предоставляемой услуги;

3)          о санитарных правилах (к помещению, продуктам питания, а также их транспортировке, хранению и др.).

4)         в отношении ведения бухгалтерского учета, применения контрольно-кассовой техники, сдачи налоговой отчётности.

Данный перечень не является закрытым.

 

Большинство требований, касающихся деятельности предприятий общественного питания, закреплены в Постановлении Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания".

В соответствии с указанными Правилами, предприятие общественного питания обязано предоставить потребителю в удобной и доступной форме информацию о фирменном наименование (названии), месте нахождения, режиме работы. Данная информацию должна быть указана на вывеске организации (если данные услуги оказываются ИП, то необходимо предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа).

 

Дополнительно потребителю должна быть предоставлена информация об оказываемых услугах, позволяющая потребителю сделать разумный и обоснованный выбор (среди подобных услуг).

 

Такая информация должна содержать: 

- перечень услуг и условия их оказания;

- цены (обязательно- в рублях), а также условия оплаты услуг (возможность оплаты банковской карточкой, осуществление расчётов лишь в безналичной форме);

-перечень и наименование предлагаемой потребителю продукции, включая вес готовых порций, способ приготовления блюд, а также входящие в них основные ингредиенты, сведения об их пищевой ценности;

-перечень нормативных документов, требованиям которых должны соответствовать продукция/оказываемые услуги.

 

Правилами также установлено следующее: 

- режим работы устанавливается исполнителем услуги/предприятием общественного питания самостоятельно (это не относится к муниципальным или унитарным предприятиям).

- право предприятия общественного питания установить правила поведения для потребителей. Например, ограничить курение внутри помещения и рядом с ним, запретить обслуживание потребителей, не снявших верхнюю одежду (данные правила не должны противоречить законодательству РФ.

- обязанность соблюдения правил, установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах, являющихся обязательными требованиями.

- перечень услуг, предоставляемых потребителю, определяется предприятием общественного питания самостоятельно, однако все услуги и продукция должны соответствовать  обязательным требованиям нормативных документов.

- обязательность наличия у предприятия общественного питания книгу отзывов и предложений.

 

Сертификация оказываемых услуг

Предприятие общественного питания не обязано сертифицировать свои услуги. Однако закон не запрещает пройти добровольную сертификацию. Наличие сертификата качества способно увеличить доверие потребителя и подтвердить высокое качество предоставляемых услуг.

 

Лицензирование алкологольной продукции

Регулирование в области оборота алкогольной продукции осуществляется посредством лицензирования. То есть, предприятие, предоставляющее возможность потребителям покупать алкоголь, должно получить соответствующую лицензию.

 

Санитарно-эпидемиологические правила

Группа требований, касающихся санитарно-эпидемиологических правил, является наиболее трудно выполнимой на практике, так как их выполнение требует неукоснительного соблюдения установленных в законе требований, большого количества денежных вложений и постоянного внимания собственника предприятия общественного питания к процессу оказания услуг потребителям.

Данные требования перечислены в Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья СанПиН 2.3.6.1079-01 (см. здесь).

Правила СанПиН направлены на предотвращение возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения РФ.

 

Правилами СанПиН определены требования:

- к размещению организаций общественного питания;

- водоснабжению и канализации;

- условиям работы в производственных помещениях;

- устройству и содержанию помещений;

- оборудованию, инвентарю, посуде и таре;

- транспортировке, приему и хранению сырья, пищевых продуктов;

- обработке сырья и производству продукции;

- раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий.

За несоблюдение данных требований предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (подробнее об ответственности см. здесь)

 

 Учёт денежных средств

Являюсь субъектом предпринимательской деятельности, принимающим от потребителей наличные  и безналичные денежные средства в качестве уплаты за предоставленные услуги, предприятие общественного питания обязано вести учет движения денежных средств и соблюдать порядок ведения кассовых операций, установленный в РФ.

 

Осуществление кассовых операций

 

Порядок ведения кассовых операций регламентирован в следующих законодательных актах:

1) Федеральном законе от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

2) Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".

3)  Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов".

4)  Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Минфином России 30 августа 1993 г. N 104, которые применяются в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ.

 

Ведение бухгалтерского учёта

Предприятие общественного питания обязано разработать и утвердить свою учётную политику, а также вести бухгалтерский учёт. Это требование содержится в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

 

Юрист ООО "Ависто"

© Кривошапова Ольга

 

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.