Выбор фирменного наименования

       Благодаря наличию фирменного наименования у созданного юридического лица появляется возможность приобретать права и исполнять обязательства, данные от своего имени (наименования).
     Также наименование несет в себе  информативную и индивидуализирующую функции.

                                   

                                     Информативная функция заключается в том, что наименование может содержать в себе информацию о предмете, видах деятельности организации,
                   а иногда и имена её участников.
                                     Например, ООО «Мебель на заказ», ООО «Рекламное агентство На ура!», ООО «Адвокатские услуги Иванов и Партнеры».
                                     Роль индивидуализирующей функции заключается в очерчивании конкретной организации под своим собственном наименованием, которое становится
                     знакомо потребителю (и иным третьим лицам), а также выделяет организацию среди ей подобных.

     Под выбранным наименованием организация будет зарегистрирована и занесена в ЕГРЮЛ, будет вести свою коммерческую деятельность, а также именно с ним окружающие будут ассоциировать организацию и её деловую репутацию.
       Зачастую потребитель ориентируется на известные ему организации, надёжность которых проверена и в качестве товаров/услуг которых нет сомнений. Благодаря наименованию организацию запоминают и выделят среди десятков, сотен и даже тысяч других.
      Не каждая организация имеет возможность (и необходимость) заказывать масштабные рекламные акции. Небольшие организации вполне могут позиционировать себя и свои товары/услуги через собственное наименование, вкладывая в него максимальное количество нужной информации.
      Однако не все предприниматели понимают возможности использования наименования и не относятся к его выбору серьезно.
  Так, в ЕГРЮЛ содержатся сведения более чем о 4 млн коммерческих юридических лиц. Подавляющее их большинство имеет неоригинальные, одинаковые или схожие наименования.

 

                                       Так, на данный момент в реестре содержатся сведения о 26 354 организации, имеющие в своём наименовании существительное «Мир»,
                       16 774- «консалт», 13 542-«дизайн», 8 665-«мебель», 4824-«право»,
                        2 636-«удача», 2393-«сказка», 1149-«слава»,
                        1127-«книга», 1118-«супер», 901-«магия», 988-«радость».
                                      Более 1000 организаций, имеющих прилагательное «светлый» в своём наименовании.
                                      Из них около 30 организаций под наименованием «Светлый путь», более 10-«Светлый дом» и «Светлый город».
                                      Около 400 организаций, имеющих прилагательное «успешный» в своём фирменном наименовании.
                                      Из них более 30 организаций под наименованием «Успешный бизнес», более 10-«Успешный ресторан».
                                      Около 150 организаций, имеющих прилагательное «яркий» в своём наименовании.
                                      Из них более 30 организаций «Яркий мир», 8 -«Яркий город»,  2-«Яркий акцент»,
                     5-«Яркий луч», 6-«Яркий свет»,  3 -«Яркий цвет» и «Яркий свет».

        Вряд ли потребитель сможет запомнить одну из этих организаций среди множества ей подобных или аналогичных. И, если в локальных масштабах или в пределах одного города/субъекта РФ потребитель еще может сориентироваться среди нескольких аналогичных организаций, то при расширении бизнеса или выхода на общероссийский рынок это становится практически невозможно.
      Существует также риск, что организация с хорошей репутацией, но имеющая неброское и усреднённое наименование, будет упускать часть (новых) клиентов, которые по ошибке обратятся к организациям с похожим названием и видом деятельности.

     Традиционно считается, что право на собственное фирменное наименование у организации возникает автоматически, с момента регистрации организации и подтверждается записями в ЕГРЮЛ.
     Практический интерес в изучении фирменного наименования ограничен стремлением конкретного предпринимателя выбрать то наименование, которое является максимально привлекательным с точки зрения ведения бизнеса и привлечения клиентов, но при этом не нарушает требования закона, которые перечислены в пункте 4 статьи 1473 ГК РФ.
     Часть из них -запрет использования обозначений государств и государственных органов, общественных организаций (включая иностранные), часть - декларативные требования соблюдения принципов гуманности и морали.
     Так, порядок использования в фирменном наименовании словосочетаний «Российская Федерация», «Россия» и их производных содержится в Постановлении Правительства № 52 от 03.02.2010 г.
     Нужно быть осторожным в использовании подобных слов и их производных, так как они могут быть (и будут) расценены как производные от «российский» при регистрации юридического лица.
                                                               
                                                                Суды придерживаются мнения, что частичка «рос» -это сокращение от прилагательного «российский» и всегда воспринимается потребителями
                           (и иными третьими лицами) именно в таком контексте.
                                          Наличие же в наименовании юридического лица производных слов и частиц от «российский» может ввести в заблуждение, так как потребитель сочтет
                            такое юридическое лицо созданным с государственным участием и действующим в общественных интересах.
                                          Так, ООО "Росдальстрой" обязали изменить свое наименовани в судебном порядке. Приведенный Обществом аргумент, что "Рос" в наименовании общества
                            имеет привязку  к буквенному сочетанию и расшифровывается как "Роскошные  дальневосточные строения", суд счел неубедительным. 

     Согласно общепризнанному мнению, понятие фирменного наименования построено на нескольких принципах, которые, по сути, являются его признаками.
     Данные принципы: обязательность, истинность, уникальность и постоянство фирменного наименования стоит учитывать при выборе фирменного наименования.

  Принцип  обязательности прямо предусмотрен ГК РФ, но появился сравнительно недавно. Не имеющую наименования коммерческую организацию не зарегистрируют и не занесут о ней сведения в ЕГРЮЛ. Тем самым, она будет лишена права вести коммерческую деятельность.

                                          Согласно разработанному учению о наименовании, оно состоит из 2 частей: «корпуса» и «добровольной».
                                         Обе части являются обязательными. Корпус-это указание на организационно –правовую форму, например, Акционерное общество, Общество с
                        ограниченной ответственностью.
                                         Добровольная часть-творческий выбор каждого предпринимателя.

  Принцип истинности, не вдаваясь в тонкости и конкретизацию, можно охарактеризовать как соответствие наименования организации той деятельности, которая ею осуществляется, без сознательного введения в заблуждение возможных потребителей и контрагентов.

                                       Например, ООО не может выбрать своим наименованием Общество с ограниченной ответственностью «Акционерное общество Радость».

   Принцип уникальности фактически не используется при регистрации юридического лица, а имеет значение лишь при возникновении судебного спора о «раннем», а значит, приоритетном, наименовании.

                                         
                                         Так, при возникновении судебного спора между организациями, имеющими аналогичные или схожие наименования и при этом, ведущими
                        одинаковую деятельность, приоритет имеет то наименование, которое зарегистрировано раньше.
                                         Тем самым, предприниматель несёт риск того, что завоевав популярность и определённый рынок, он рискует лишиться наименования, под
                        которым он стал известен потребителю, если в ЕГРЮЛ уже существует организация с аналогичным или схожим наименованием. При этом, не имеет
                        никакого значения, что организация с датой регистрации более ранней не известна потребителю.

     

    Принцип постоянства потерял свою актуальность на современном этапе развития деловой жизни. Любой предприниматель вправе изменить наименование своей организации.

                                       При этом принцип постоянства трансформируется в принцип добросовестности предпринимателя, который обязан сообщить о данном изменении всем,
                       
для кого оно имеет существенное значение.
                                      (О процедуре смены наименования можно прочитать здесь).

      Согласно п.1 статьи 1476 ГК РФ, предприниматель вправе использовать фирменное наименование или его отдельные элементы в составе товарного знака или коммерческого обозначения.
      Это позволяет указать на связь между наименованием организации и товаром, который ею производится, а также обозначить единое предприятие или имущественный комплекс.

                                   

                                    Так, организация с наименованием ООО «Мишки-Малютки» может выступать под коммерческим обозначением «Мир мишек» и иметь товарный знак
                      с изображением медвежонка.
                                   В этом случае под фирменным наименованием ООО «Мишки-Малютки» организация будет выступать как субъект права, заключать договоры, производить
                      выплаты сотрудникам и контрагентам.
                                   Коммерческое обозначение «Мир Мишек» будет собирательным для фабрики, производящей мягкие игрушки, управляющей организации и сети магазинов,
                      продающих игрушки в розницу.
                                   На мишках, продаваемых в магазинах, будет содержаться товарный знак, символизирующий определённое качество игрушек, гарантируемое конкретным
                      производителем игрушек.

     
       В отличие от фирменного наименования, которое регистрируется в виде буквенного обозначения и изображается без отличительных особенностей, использование начертаний и обозначений в товарном знаке подлежат правовой охране и обязан учитывать в бухгалтерских документах организации (О товарном знаке как объекте бухгалтерского учета можно узнать здесь).
     
      Права на фирменное наименование бессрочны и действуют до ликвидации организации, права на товарный знак действует 10 лет с момента их регистрации (с правом продления срока), права на коммерческое обозначение возникают с момента начала использования данного обозначения и прекращаются только в случае его неиспользования в течение 1 года.
     Фирменное наименование у организации может быть только одно. Товарных знаков и коммерческих обозначений у организации может быть несколько.
     Регистрация товарного знака требует огромных вложений и практически неосуществима без помощи специалиста, больших усилий требует и дальнейшее поддержание товарного знака и его защита.
     Коммерческое обозначение в регистрации не нуждается. Однако не каждая организация нуждается в нём. Ведь коммерческое обозначение, более всего, направлено на объединение имущественного комплекса/предприятия в глазах потребителя в единый объект. Организациям, не имеющим большого производства и разрозненных предприятий, его наличие не принесёт оправданной пользы.

     То есть, оформление и регистрация фирменного наименования не требуют никаких дополнительных финансовых и временных усилий. А при грамотном выборе дальнейшее использование и его защита не принесут непредвиденных расходов.
     Ценность удачного, цепляющего фирменного наименования не вызывает сомнений. Обдуманный выбор наименования может стать отличным стартом в коммерческой деятельности, а также действенным инструментом привлечения клиентов и формирования позитивной деловой репутации. 


Юрист ООО "Ависто"

© Кривошапова Ольга

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.