Выбор фирменного наименования
Благодаря наличию фирменного наименования у созданного юридического лица появляется возможность приобретать права и исполнять обязательства, данные от своего имени (наименования).Также наименование несет в себе информативную и индивидуализирующую функции.
Информативная функция заключается в том, что наименование может содержать в себе информацию о предмете, видах деятельности организации,
а иногда и имена её участников.
Например, ООО «Мебель на заказ», ООО «Рекламное агентство На ура!», ООО «Адвокатские услуги Иванов и Партнеры».
Роль индивидуализирующей функции заключается в очерчивании конкретной организации под своим собственном наименованием, которое становится
знакомо потребителю (и иным третьим лицам), а также выделяет организацию среди ей подобных.
Не каждая организация имеет возможность (и необходимость) заказывать масштабные рекламные акции. Небольшие организации вполне могут позиционировать себя и свои товары/услуги через собственное наименование, вкладывая в него максимальное количество нужной информации.
Однако не все предприниматели понимают возможности использования наименования и не относятся к его выбору серьезно.
Так, в ЕГРЮЛ содержатся сведения более чем о 4 млн коммерческих юридических лиц. Подавляющее их большинство имеет неоригинальные, одинаковые или схожие наименования.
Так, на данный момент в реестре содержатся сведения о 26 354 организации, имеющие в своём наименовании существительное «Мир»,
16 774- «консалт», 13 542-«дизайн», 8 665-«мебель», 4824-«право»,
2 636-«удача», 2393-«сказка», 1149-«слава»,
1127-«книга», 1118-«супер», 901-«магия», 988-«радость».
Более 1000 организаций, имеющих прилагательное «светлый» в своём наименовании.
Из них около 30 организаций под наименованием «Светлый путь», более 10-«Светлый дом» и «Светлый город».
Около 400 организаций, имеющих прилагательное «успешный» в своём фирменном наименовании.
Из них более 30 организаций под наименованием «Успешный бизнес», более 10-«Успешный ресторан».
Около 150 организаций, имеющих прилагательное «яркий» в своём наименовании.
Из них более 30 организаций «Яркий мир», 8 -«Яркий город», 2-«Яркий акцент»,
5-«Яркий луч», 6-«Яркий свет», 3 -«Яркий цвет» и «Яркий свет».
Существует также риск, что организация с хорошей репутацией, но имеющая неброское и усреднённое наименование, будет упускать часть (новых) клиентов, которые по ошибке обратятся к организациям с похожим названием и видом деятельности.
Традиционно считается, что право на собственное фирменное наименование у организации возникает автоматически, с момента регистрации организации и подтверждается записями в ЕГРЮЛ.
Практический интерес в изучении фирменного наименования ограничен стремлением конкретного предпринимателя выбрать то наименование, которое является максимально привлекательным с точки зрения ведения бизнеса и привлечения клиентов, но при этом не нарушает требования закона, которые перечислены в пункте 4 статьи 1473 ГК РФ.
Часть из них -запрет использования обозначений государств и государственных органов, общественных организаций (включая иностранные), часть - декларативные требования соблюдения принципов гуманности и морали.
Так, порядок использования в фирменном наименовании словосочетаний «Российская Федерация», «Россия» и их производных содержится в Постановлении Правительства № 52 от 03.02.2010 г.
Нужно быть осторожным в использовании подобных слов и их производных, так как они могут быть (и будут) расценены как производные от «российский» при регистрации юридического лица. Суды придерживаются мнения, что частичка «рос» -это сокращение от прилагательного «российский» и всегда воспринимается потребителями
(и иными третьими лицами) именно в таком контексте.
Наличие же в наименовании юридического лица производных слов и частиц от «российский» может ввести в заблуждение, так как потребитель сочтет такое юридическое лицо созданным с государственным участием и действующим в общественных интересах.
Так, ООО "Росдальстрой" обязали изменить свое наименовани в судебном порядке. Приведенный Обществом аргумент, что "Рос" в наименовании общества имеет привязку к буквенному сочетанию и расшифровывается как "Роскошные дальневосточные строения", суд счел неубедительным.
Согласно общепризнанному мнению, понятие фирменного наименования построено на нескольких принципах, которые, по сути, являются его признаками.
Данные принципы: обязательность, истинность, уникальность и постоянство фирменного наименования стоит учитывать при выборе фирменного наименования.
Принцип обязательности прямо предусмотрен ГК РФ, но появился сравнительно недавно. Не имеющую наименования коммерческую организацию не зарегистрируют и не занесут о ней сведения в ЕГРЮЛ. Тем самым, она будет лишена права вести коммерческую деятельность.
Согласно разработанному учению о наименовании, оно состоит из 2 частей: «корпуса» и «добровольной».
Обе части являются обязательными. Корпус-это указание на организационно –правовую форму, например, Акционерное общество, Общество с
ограниченной ответственностью.
Добровольная часть-творческий выбор каждого предпринимателя.
Принцип истинности, не вдаваясь в тонкости и конкретизацию, можно охарактеризовать как соответствие наименования организации той деятельности, которая ею осуществляется, без сознательного введения в заблуждение возможных потребителей и контрагентов.
Например, ООО не может выбрать своим наименованием Общество с ограниченной ответственностью «Акционерное общество Радость».
Принцип уникальности фактически не используется при регистрации юридического лица, а имеет значение лишь при возникновении судебного спора о «раннем», а значит, приоритетном, наименовании.
Так, при возникновении судебного спора между организациями, имеющими аналогичные или схожие наименования и при этом, ведущими одинаковую деятельность, приоритет имеет то наименование, которое зарегистрировано раньше.Тем самым, предприниматель несёт риск того, что завоевав популярность и определённый рынок, он рискует лишиться наименования, под которым он стал известен потребителю, если в ЕГРЮЛ уже существует организация с аналогичным или схожим наименованием. При этом, не имеет никакого значения, что организация с датой регистрации более ранней не известна потребителю.
Принцип постоянства потерял свою актуальность на современном этапе развития деловой жизни. Любой предприниматель вправе изменить наименование своей организации.
При этом принцип постоянства трансформируется в принцип добросовестности предпринимателя, который обязан сообщить о данном изменении всем,для кого оно имеет существенное значение. (О процедуре смены наименования можно прочитать здесь).
Согласно п.1 статьи 1476 ГК РФ, предприниматель вправе использовать фирменное наименование или его отдельные элементы в составе товарного знака или коммерческого обозначения.
Это позволяет указать на связь между наименованием организации и товаром, который ею производится, а также обозначить единое предприятие или имущественный комплекс.
Так, организация с наименованием ООО «Мишки-Малютки» может выступать под коммерческим обозначением «Мир мишек» и иметь товарный знак
с изображением медвежонка.
В этом случае под фирменным наименованием ООО «Мишки-Малютки» организация будет выступать как субъект права, заключать договоры, производить
выплаты сотрудникам и контрагентам.
Коммерческое обозначение «Мир Мишек» будет собирательным для фабрики, производящей мягкие игрушки, управляющей организации и сети магазинов,
продающих игрушки в розницу.
На мишках, продаваемых в магазинах, будет содержаться товарный знак, символизирующий определённое качество игрушек, гарантируемое конкретным
производителем игрушек.
Права на фирменное наименование бессрочны и действуют до ликвидации организации, права на товарный знак действует 10 лет с момента их регистрации (с правом продления срока), права на коммерческое обозначение возникают с момента начала использования данного обозначения и прекращаются только в случае его неиспользования в течение 1 года.
Фирменное наименование у организации может быть только одно. Товарных знаков и коммерческих обозначений у организации может быть несколько.
Регистрация товарного знака требует огромных вложений и практически неосуществима без помощи специалиста, больших усилий требует и дальнейшее поддержание товарного знака и его защита.
Коммерческое обозначение в регистрации не нуждается. Однако не каждая организация нуждается в нём. Ведь коммерческое обозначение, более всего, направлено на объединение имущественного комплекса/предприятия в глазах потребителя в единый объект. Организациям, не имеющим большого производства и разрозненных предприятий, его наличие не принесёт оправданной пользы.
То есть, оформление и регистрация фирменного наименования не требуют никаких дополнительных финансовых и временных усилий. А при грамотном выборе дальнейшее использование и его защита не принесут непредвиденных расходов.
Ценность удачного, цепляющего фирменного наименования не вызывает сомнений. Обдуманный выбор наименования может стать отличным стартом в коммерческой деятельности, а также действенным инструментом привлечения клиентов и формирования позитивной деловой репутации.
Юрист ООО "Ависто"
© Кривошапова Ольга
Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.