Традиционные знания и умения как объект интеллектуальной собственности

   Активную работу по разработке механизмом правовой защиты традиционных знаний/умений, а также генетических ресурсов, ведет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Усилия ВОИС устремлены, в первую очередь, на решение проблемы бедности, вызванной неравным распределением материальных благ, особенно присущей развивающимся странам. Если усилия ВОИС увенчаются успехом, то самые бедные человеческие сообщества получат выгоду от знаний, накопленных столетиями и принадлежащим им и их предкам.
   Однако, законодательство об интеллектуальной собственности формировалось достаточно долго и уже имеет устоявшиеся дефиниции и трактовки терминов. В том числе, и понятие объекта интеллектуальной собственности, зачастую подразумевающее создание нового произведения, имеющего определенные свойства и признаки. Но как обозначить некие знания/умения, присущие конкретному человеческому сообществу? Как охарактеризовать генетические ресурсы страны или ее региона? Особенностью предоставления правовой охраны традиционным знаниям/умениям является сугубо национальный характер регулирования и невозможность создания некой общемировой системы (как, например, система регистрации товарных знаков согласно Мадридскому соглашению).
  Некоторые страны, такие как Коста-Рика, Кения, Перу и Замбия, защищают традиционные знания/умения на законодательном уровне. Другие фокусируются исключительно на защите генетических ресурсов (например, в США, а также ряде Северных стран, охота на моржей, нерп и подобных животных разрешена исключительно коренным народам в не промышленных масштабах). Но генетические, природные ресурсы не являются объектом ни интеллектуальной, ни какой-либо еще деятельности человека. Трудно охарактеризовать и знания, вытекающие из использования природных свойств растений и животных.
   Столь многочисленные отличия, свойственные устоявшемуся понятию объекта интеллектуальной собственности, от объектов, созданных согласно традиционным знаниям/умениям, а также наличие схожих объектов/режимов (таких как общеизвестные объекты (Египетские пирамиды), объекты общественного достояния, объекты народного творчества (например, тульский самовар, русские народные сказки), дали толчок мысли о необходимости создания отличной системы регулирования данных объектов (т.н. siu generis), хоть и основанной на принципах защиты интеллектуальной собственности. Данная система позволила бы третьей стороне приобретать интеллектуальные права на объекты, созданные на основе традиционных знаний/умений. Подобное реализовано в Индии, имеющей базу патентов, использующих традиционные знания/умения и ошибочно выданых. Подобные системы позволяют осуществлять защиту традиционных знаний/умений, давая возможность сообществам рекламировать, продвигать и контролировать их использование, в том числе- коммерческое.
   Еще один вопрос, от решения которого зависит успех подобных усилий, касается лиц, имеющих право на получение выгод, доставшихся от использования традиционных знаний/умений. В случае, если подобным правом наделяется весь народ, конечного выгодоприобретателя отыскать невозможно. Ведь право дает некое правомочие, которое подразумевает, что правом наделен конкретный человек (конкретная категория людей). Как правило, носителями традиционных знаний/умений являются коренные народы и местные общины. В РФ данный вопрос решен довольно просто и эффективно- коренные малочисленные общины (в основном, речь идет о народах Севера), зарегистрированные в должном порядке и учтенные в Едином перечне коренных народов, имеют статус полноценного субъекта права. После регистрации общины наделены правами юридического лица, но их деятельность носит некоммерческий характер. На данный момент в перечне их 47.
   Не существует одного единственного, правильного варианта, способного решить данную проблему защиты знаний малых народов и регулирования их использования. Каким бы путем не пошли государства: создавая межгосударственные соглашения, внутринациональные законы или ограничиваясь принятием принципов использования выгоды, происходящей от традиционных знаний/умений или биологических ресурсов, главное- установить правила, которым будут следовать заинтересованные лица.

 

Традиционные знания: с чем столкнулся национальный законодатель. М. Оум. (Статья, опубликованная на сайте ВОИС) Оригинал: Traditional knowledge: the challenges facing international lawmakers

 

Юрист ООО "Ависто"

© Кривошапова Ольга

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.