Банковская гарантия и ее возврат исполнившему договор поставщику

   Данное требование направленно на защиту интересов заказчика от действий/бездействий недобросовестного исполнителя и позволяет возместить убытки (неустойку, пенни и пр.) из средств банковской гарантии во внесудебном порядке.
   Согласно п. 1 ст. 44 ФЗ N 44-ФЗ, предоставление участником конкурса/аукциона банковской гарантии или внесение им денежных средств является обеспечением заявки. Участник вправе самостоятельно решать, какой из способов обеспечения выбрать.
   Требования к банковской гарантии указаны в ст. 45 ФЗ N 44-ФЗ. Среди них
1) выдача гарантии от банка из списка согласно ст. 74.1 НК РФ (то есть банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения);
2) безотзывность гарантии и наличие в ней указаний о сумме денежных средств, выплачиваемую гарантом (банком) заказчику, условия выплаты, обязательства сторон, срок действия гарантии, а также перечень документов, предоставление которых обязательно для заказчика, получающего выплату по гарантии от банка.

   Каждая гарантия содержит также отлагательное условие, согласно которому договор о предоставлении гарантии заключается по будущим обязательствам, то есть, если контракт, во исполнение которого гарантия предоставляется в настоящем, будет заключен в позже, в будущем.
  Перечень оснований для отказа в выплате банковской гарантии является закрытым, а п. 4 указанной статьи запрещает включать в условия банковской гарантии требования о предоставлении судебных актов, подтверждающих факт неисполнения обязательств по договору исполнителем.
  Информация о предоставленных гарантиях содержится в специальном реестре (единой информационной системе реестра банковских гарантий). В случае, если контракты, во исполнение которых выдается гарантия, содержат сведения, составляющие государственную тайну, информация о выданной гарантии включается в закрытый реестр.
  Многие практики указывают на существенный недостаток процедуры требования и выдачи банковских гарантий: размер вознаграждения, которое должен выплатить потенциальный исполнитель по государственному контракту (за выдачу банковской гарантии) определяется в процентном соотношении с начальной, то есть самой высокой ценой; чем выше цена контакта, тем выше размер вознаграждения гаранта.
   То есть, исполнитель несет огромные издержки, но откровенно выгоден банкам.
  Также огромную трудность представляют сроки, в течение которых исполнитель обязан предоставить банковскую гарантию. Так, подготовка документации, выполнение всех требований и получение гарантии может занять до одного месяца, что не всегда совпадает со сроками подписания контракта с заказчиком. Иногда стороны, а также контролирующие органы, подходят к требованиям закона крайне формально.
   В одном из дел, рассмотренных Управлением ФАС по Краснодарскому краю, банковская гарантия была признана заказчиком предоставленной с нарушением сроков, так как в реестре банковских гарантий была обнаружена гарантия с аналогичными реквизитами, но с другим бенефициаром. Это было признано технической ошибкой, при обнаружении которой банком были внесены исправления. Но, по мнению заказчика, несовпадение данных служило основанием для отказа в принятии банковской гарантии (и, как следствие, в заключении контракта). Однако ФАС данная жалоба были признана необоснованной.

   Однако, недобросовестной в равной степени могут проявить как исполнитель, так и заказчик. Не всегда заказчик добровольно возвращает полученные денежные средства по банковской гарантии.
  Согласно Постановлению от 27 сентября 2017 г. по делу N А83-6987/2016 , рассмотренного Двадцать первым арбитражным апелляционным судом, заказчик, государственное бюджетное учреждение, заключил контракт с Обществом с ограниченной ответственностью о поставке продуктов питания (мяса кур). В залог ООО передало денежные средства в размере 5% от начальной цены контакта, что составило около 170 тысяч рублей.
   По условию контракта, данные денежные средства должны быть возвращаются при условии надлежащего выполнения поставщиком всех своих обязательств в течение 10 дней со дня получения письменного требования от поставщика. Однако, исполнителю по его требованию денежные средства не были возвращены. В суде заказчик ссылался на то, что им не была принята последняя партия товара. Однако документы, подтверждающие это, им не были представлены. Судом были взысканы в пользу исполнителя сумма банковской гарантии, а также проценты за пользование чужими денежными средствами.
   А в Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2017 г. N 20АП-2750/2017, суд указал, что неисполнение (частичное или полное) исполнителем контакта не означает автоматическое получение денежных средств по банковской гарантии, а лишь в размере понесенных убытков. Судом было подчеркнуто, что согласно ст. 368, 369, 376 ГК РФ, обеспечение в виде банковской гарантии на всю названную в ней сумму не является разновидностью неустойки или штрафа, а является «зарезервированной суммой для покрытия конкретных убытков, которые могут возникнуть вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по контракту.

Юрист ООО "Ависто"

© Кривошапова Ольга

 

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.