С 27 сентября банки начнут блокировать необычные платежи
Для борьбы с кибермошенниками на основании Федерального закона № 167-ФЗ от 27 июня 2018г. с 27 сентября банки при обнаружении подозрительных и нетипичных операций для их клиентов обязаны блокировать платежи.
Поводом для звонка из банка может стать вход в личный кабинет с нового гаджета, дорогая покупка и даже нехарактерная для данного клиента манера нажатия клавиш. Общие критерии подозрительных операций будет устанавливать Банк России, сами банки смогут их детализировать и конкретизировать с учетом профиля своих клиентов и политики риск-менеджмента.
Признаком подозрительной транзакции, к примеру, может быть ситуация, когда одной и той же картой расплачиваются через небольшой промежуток времени в отдаленных друг от друга местах. Это может говорить о том, что злоумышленник путем создания копии карты жертвы пытается через нее обналичить деньги.
Иными критериями могут стать нетипичный объем транзакции (у каждого клиента он свой) или множество переводов с одной карты на другие карты, причем одновременно и на крупные суммы.
Еще один пример - со счета юридического лица идут одновременные переводы на счета физлиц в разные регионы со странным обоснованием платежа. Есть много других параметров, учитываемых банками в поведенческом анализе. Например, репутация устройства, используемого для платежа.
В ЦБ РФ рекомендуют предупреждать свой банк перед совершением крупной покупки (крупной именно для вас) с использованием карты, а также о покупках за границей перед отъездом из России.
Мошеннические транзакции многие крупные банки отслеживают и приостанавливают давно. С 27 сентября, после вступления в силу закона о блокировке и возврате мошеннических платежей, постоянный мониторинг переводов будут вести все банки.
Закон регламентирует их действия в случае срабатывания антифрод-системы: банк интересуется у клиента, сделан ли платеж именно им, и либо немедленно возобновляет исполнение операции, либо аннулирует ее и сообщает подробные сведения об инциденте в Банк России, а тот эту информацию анализирует, обобщает и регулярно оповещает все банки о методах атак и о счетах дропперов, через которые хакеры обналичивают деньги. Если за два дня связаться с клиентом не удается, банк обязан автоматически разблокировать транзакцию.
Налоговый аналитик
© Е.Ю. Медведева
Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.