Печать на документах стала необязательной

     Согласно принятому Закону общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества вправе самостоятельно решать, иметь им печать или нет. Свое решение организации необходимо отразить в Уставе общества. Теперь печать для организации стала лишь средством индивидуализации (таким же, как товарный знак или эмблема). И она теперь может иметь любую форум, не обязательно круглую.

     Законодательные органы уже скорректировали законы и разъяснили, в каких случаях необходимо проставлять печать только «при ее наличии».

     Гражданский процессуальный кодекс (ч. 3 ст. 53).

     Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, скрепленной печатью этой организации (при ее наличии).

     Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ч. 5 ст. 61).

     Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплена печатью организации (при ее наличии).

     Трудовой кодекс РФ (ст. 230).

     Печатью (при ее наличии) должен заверяться акт о несчастном случае на производстве.

     Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 4 ст. 16).

     При представлении в регистрирующий орган копий учредительных документов, они должны заверяться печатью юридического лица (при ее наличии).

     Заключение договоров.

     В комментируемом законе ничего не сказано о проставлении печатей на различных видах договоров. Тем не менее, ещё до его принятия судьи придерживались мнения, что законодательство не содержит обязательного наличия печати сторон договора (постановление ФАС Московского округа № А40-62363/11-71-291 от 22.03.12). Выходит, что и раньше было не обязательным проставление печати на договорах, если этого не предусматривали условия самого договора.
     Касаемо трудовых договоров, то статья 57 ТК РФ не предусматривает оттиск печати в качестве обязательного реквизита. Без печати заключать трудовые договоры можно было и до принятия Закона №82-ФЗ. Таким образом, отмена печати, в целях заключения договоров, в принципе, ничего не изменила.

     Первичные документы

     Некоторые формы первичных учетных документов организация вправе разрабатывать самостоятельно. При этом оттиск печати на этих документах можно было не проставлять и раньше т.к. согласно статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете» в обязательные реквизиты «первички» он не входит.

     В век современных технологий на смену бумажной документации пришел электронный документооборот. А вместо печати используется электронная подпись. Но все-таки, имеется множество документов, где печать все еще необходима.

     В своем письме №1168-6-1 от 15.05.2015 органы Роструда дают разъяснение о необходимости применения печати при записях в трудовых книжках. Так же данная обязанность закреплена абзацем 1 пункта 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек и в абзаце 2 пунктов 2.2 и 2.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек.

     Продолжают действовать требования к проставлению печати на бланках строгой отчетности (пункт 3 положения, утв. постановлением Правительства РФ № 359 от 06.05.08).

     Из новых формулировок комментируемого Закона следует, что если у организации имеется печать, то ее по-прежнему необходимо проставлять. Ведь законодательно не предусмотрено, что печать применяется «по желанию» или «на усмотрение». Следовательно, если печать у организации есть, то ей необходимо пользоваться. При чем пока лучше не торопиться с уничтожением имеющихся печатей. Не исключено, что гос.органы могут потребовать проставления печати на документах основываясь на том, что печать должна быть у всех организаций, созданных до момента вступления в силу комментируемого закона.

Налоговый аналитик
Е.Ю. Медведева

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.