Доменное имя сайта организации

     В законодательстве РФ под доменным именем подразумевается "обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет».

     По сути, доменное имя предназначено для идентификации информационных ресурсов в сети Интернет и служит своего рода «навигатором» для поисковых запросов.

ВОИС* определяет понятие доменных имен как: " понятные для человека формы интернет-адресации для определения места нахождения веб-сайтов".

     Доменное имя не равнозначно IP-адресу. Например, IP сайта, принадлежащего нашей организации, выглядит как 92.63.109.79. Однако запомнить последовательность из 9 цифр трудно само по себе, а учитывая, что в день обычный человек заходит на десятки сайтов -просто невозможно. Поэтому использование доменного имени сайта: http://www.avisto.ru значительно упрощает этот процесс.

     Доменное имя не возникает в момент, когда предприниматель выбрал «имя» сайта и указал его на странице в сети Интернет. Для получения официального статуса выбранное обозначение/название сайта должно быть зарегистрировано и включено в систему доменных имен. И лишь с момента такой регистрации у заявителя возникает право на доменное имя.


     В каждой стране мира существуют собственные регистраторы доменных имён. В России координатором национальных доменов верхнего уровня (.ru и .РФ) выступает Автономная некоммерческая организация "Координационный центр национального домена сети Интернет.

     Регистрация доменных имен носит явочный (заявительный) характер и, согласно статье 426 ГК, осуществляется на основании публичного договора об оказании услуг регистрации, который также является и договором присоединения.

     Регистрация доменного имени представляет собой внесение регистратором в специальный реестр информации о доменном имени, его администраторе и пр. Такая регистрация бессрочна, но требует ежегодного продления.


     В связи с вышеописанным возникает ряд вопросов:

1) что представляет собой доменное имя в юридическом смысле,

2) какие права возникают у его собственника,

3) можно ли признать доменное имя объектом интеллектуальных прав?

     Признание доменных имён объектом интеллектуальных прав позволило бы охранять их наравне с товарными знаками, коммерческими обозначениями и другими средствами индивидуализации, что, конечно же, является весьма заманчивой перспективой для их обладателей.

     Несмотря на явную экономическую целесообразность, ни теоретики науки, ни судебные практики не могут определённо обозначить статус доменного имени.

     Согласно мнению английских учёных, доменные имена не относятся к объектам интеллектуальных прав, а несут в себе лишь один из аспектов реализации права на товарный знак. Права же на доменное имя носят договорно-правовой характер.

     Мнения американских учёных и судей разделились на прямо противоположные: одни признают доменное имя правом (бестелесной) собственности, другие не соглашаются с ними, обращая внимание на взаимосвязь доменного имени и договором на оказание услуг, который заключен с регистратором.

     В Голландии сложилось представление о договорно-правовом характере доменного имени. Несмотря на это, доменные имена могут быть «изъяты» у их владельцев, словно объект собственности, хоть и виртуальной.


     Мнения российских учёных, в принципе, схожи с мнениями зарубежных коллег, с учётом российских реалий.

     Так, доменное имя рассматривается 1) как средство индивидуализации (то есть как объект интеллектуальных прав) или 2) как средство адресации в Интернете (то есть, как выполняющее сугубо техническую функцию адресации сайта).

     Известный правовед Калятин В.О. высказывается за индивидуализирующую функцию доменного имени, приравнивая его значимость к товарному знаку или фирменному наименованию.

     Противники данной позиции акцентируют внимание на изначальной оригинальности зарегистрированных доменных имён (так как можно зарегистрировать лишь такое имя, которой еще нет в реестре доменных имён) и выполняемых ими технических функциях, направленных на идентификацию сайта в сети Интернет.


     Вопрос о статусе доменного имени носит далеко не праздный характер и даже был предметом рассмотрения в ЕСПЧ** в деле "PAEFFGEN GMBH против Германии" (подробности см. здесь). Согласно высказанному судьями мнению, экономическая ценность доменного имени позволяет приравнять его к своего рода «имуществу», а право на использование доменного имени определить как исключительное. Как и любое другое имущество, доменное имя не может быть изъято у собственника без достаточных на то оснований. Однако, исходя из общественных интересов, право на доменное имя может быть аннулировано, а его использование-запрещено.

     Несмотря на теоретические размышления учёных и высказанные мнения, очевидно, что некую индивидуализирующую составляющую доменные имена в себе несут. И чем более популярным становится сайт, тем вероятнее возможность появления сайтов со схожим доменным именем, основная цель которого-использование репутации уже зарекомендовавшего себя субъекта предпринимательской деятельности.

     Конечно же, лишь малая толика из неисчислимого количества сайтов в сети Интернет (то есть, далеко не все доменные имена) узнаваемы и известны потребителю/пользователю. Таковыми с полной уверенностью можно назвать AliExpress (https://ru.aliexpress.com/), Sberbank (http://www.sberbank.com/ru) или «ВКонта́кте» (https://vk.com/) и ряд других.

     Данные нарушения регулируются антимонопольным законодательством РФ и рассматриваются ФАС РФ***.

 

(О возможности передачи доменного имени/прав на доменное имя см здесь).

 

*Всемирная организация интеллектуальной собственности

** Европейский суд по правам человека

*** http://fas.gov.ru/ Федеральная антимонопольная служба

В статье использовался материал из книги Савельева А.И. "Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование" (2-е издание, "Статут", 2016).

 

Юрист ООО "Ависто"

© Кривошапова Ольга

 

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.