О регистрации контрольно-кассовой техники (ККТ / ККМ)

     Исполнение государственной функции по регистрации контрольно-кассовой техники осуществляется в соответствии с:

     - Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт";

     - Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации";

     - Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями";

     - Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе";

     - Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы";

     - Приказом Минфина РФ от 10.03.2009г. N 19н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации" (далее - Административный регламент).

     Контрольно-кассовая техника, применяемая пользователями, должна быть зарегистрирована в территориальных налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.

     Контрольно-кассовая техника, применяемая обособленным подразделением пользователя, должна быть зарегистрирована в территориальном налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (пункт. 6 Административного регламента).

     В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

     Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона № 54, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506.

     Согласно статье 7 Закона № 54-ФЗ налоговые органы:

     - проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

     - налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона № 54-ФЗ.

     Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения.

     Ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ влечет наложение административного наказания в виде предупреждения, наложения административного штрафа на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

     Согласно статье 15.1 КоАП РФ ответственность нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностное лицо(индивидуальных предпринимателей) в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридическое лицо - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

О регистрации ККТ в составе платежных терминалов

     С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 289-ФЗ (далее Закон 103-ФЗ).

     В соответствии пунктом 12 статьи 4 Закона № 103-ФЗ (вступает в силу с 1 апреля 2010 года) платежный агент при приеме платежей обязан использовать ККТ с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

     В соответствии со статьей 8 Закона № 103-ФЗ:

     1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не соответствующая требованиям настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей до 1 января 2014 года при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 года.

     2. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) только в случае ее соответствия требованиям настоящего Федерального закона.

     3. После 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

     4. Ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) предусмотрена п. 2 ст.14.5 КоАП.

     Регистрация контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала осуществляется на основании заявления (форма установлена приказом ФНС России от 09.04.2008г. №ММ-3-2/152@), а также паспорта на контрольно-кассовую технику и договора с Центром технического обслуживания.

О регистрации контрольно-кассовой техники, используемой обособленными подразделениями организации

     В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства), осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Кодекса.

     В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

      При создании организацией нескольких обособленных подразделений в Москве на территориях, подведомственных разным налоговым органам, организация вправе выбрать для постановки на учет по данному основанию налоговый орган по месту нахождения одного из созданных обособленных подразделений.

      Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 утверждено «Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее - Положение), которое определяет требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории РФ.

      Согласно пункту 15 Положения, а также приказу Минфина России от 10.03.2009 № 19н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации" (далее - Регламент) для регистрации контрольно-кассовой техники организация представляет в налоговый орган по месту учета организации (месту нахождения обособленного подразделения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя) определенный комплект документов (пункт 27 Регламента).

     Контрольно-кассовая техника, подлежащая применению обособленным подразделением организации, регистрируется в налоговом органе по месту нахождения данного подразделения.

      Исходя из вышеизложенного, организация вправе поставить на учет свои обособленные подразделения, находящиеся в г. Москве на территориях, подведомственных разным налоговым органам, в одной из территориальных налоговых инспекций города, определяемой организацией самостоятельно, и зарегистрировать контрольно-кассовую технику, используемую этими обособленными подразделениями, в данной инспекции.

Документы необходимые для регистрации ККТ

     Для регистрации контрольно-кассовой техники специалист структурного подразделения, ответственного за прием документов, принимает от пользователя (уполномоченного лица) (по месту учета организации, месту нахождения обособленного подразделения, месту жительства индивидуального предпринимателя) следующие документы:

     - заявление о регистрации контрольно-кассовой техники (далее - ККТ);

     - паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации;

     - договор о технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (или центром технического обслуживания) контрольно-кассовой техники (п. 27 Административного регламента).

     В целях внесения компьютерную базу данных территориального налогового органа и в информационную систему ЭОД сведений о зарегистрированной ККТ в налоговом органе инспекции при регистрации ККТ просит так же представление следующих документов:

     - Паспорт версии и дополнительный лист (+ копия);

     - Копия договора на техническую поддержку ККТ;

     - Журнал кассира-операциониста ККТ (по ф.КМ-4);

     - Журнал вызовов технических специалистов и выполненных работ (по ф.КМ-8).

     Специалист структурного подразделения, ответственного за исполнение государственной функции, в согласованное время проводит осмотр контрольно-кассовой техники, ее фискализацию и регистрацию в территориальном налоговом органе или по месту установки контрольно-кассовой техники. После осмотра контрольно-кассовой техники проводится ее фискализация (п.п. 39,40 Административного регламента).

     Техническая поддержка контрольно-кассовой техники, нанесение на нее знака "Сервисное обслуживание" и наклеивание на нее марок-пломб, а также введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, замена накопителей фискальной памяти осуществляются только поставщиком или центром технического обслуживания (при этом введение в фискальную память информации и замена накопителей производятся с участием представителей налоговых органов) (п. 12 «Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями", утв. Постановлением Правительства РФ № 470 от 23.07.07г.).

     После фискализации в обязательном порядке заполняется подписывается акт (по ф. КМ-1) о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (п. 42 Административного регламента № 19н от 10.03.2009г.).

     Для перерегистрации и снятия с регистрации контрольно-кассовой техники специалист структурного подразделения, ответственного за прием документов, принимает от пользователя (уполномоченного лица) следующие документы:

     - заявление о перерегистрации или снятии с регистрации контрольно-кассовой техники;

     - паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей перерегистрации или снятию с регистрации;

     - карточку регистрации контрольно-кассовой техники (п. 28 Административного регламента).

     При смене или изменений сведений о центре технического обслуживания ККТ к заявлению необходимо прилагать копии договора на техническое обслуживание с указанием номера визуального знака «Сервисное обслуживание».

     При снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в обязательном порядке составляется акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков (п. 50 Административного регламента).

     При снятии с регистрации контрольно-кассовой техники снимается фискальный отчет за последние 3 года эксплуатации контрольно-кассовой техники, а также краткий фискальный отчет за весь период эксплуатации контрольно-кассовой техники.

     Государственная функция не исполняется по следующим основаниям (п. 22 Административного регламента):

     - представление неполного комплекта необходимых документов, а также документов, оформленных в неустановленном порядке, при условии неустранения пользователем указанных недостатков;

     - предъявление для регистрации модели контрольно-кассовой техники, не включенной в Государственный реестр ККТ или исключенной из Государственного реестра ККТ;

     - истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра ККТ;

     - предъявление контрольно-кассовой техники, находящейся в розыске;

     - обнаружение неисправности контрольно-кассовой техники, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля (знаков "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание");

     - отсутствие заключенного договора о технической поддержке контрольно-кассовой техники между пользователем и поставщиком или центром технического обслуживания;

     - представление при перерегистрации контрольно-кассовой техники чеков, контрольных лент и фискальных отчетов, не соответствующих техническим требованиям к контрольно-кассовой технике или отпечатанных в нефискальном режиме.

     Документы возвращаются пользователю (уполномоченному лицу).

     Формы заявлений вы можете скачать из раздела справочная информация.

Генеральный директор ООО "Ависто"
Кабочкина Е.К.

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.