Изменения внесенные ФЗ № 229-ФЗ от 27.07.2010 г. в 1-ю часть Налогового Кодекса Российской Федерации

     Федеральный закон № 229-ФЗ от 27.07.2010 г. (далее Закон) внес следующие изменения в первую и вторую часть Налогового кодекса РФ:

     1. Уточнено понятие свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Теперь закреплено, что оно выдается как российской, так и иностранной организации по месту их нахождения. Согласно п. 1 ст. 1 Закона таким местом для иностранной организации является место нахождение международной организации и место осуществления иностранной организацией деятельности на территории РФ через свое обособленное подразделение.

     Отменяется норма об отдельной постановке на учет в качестве налогоплательщиков на НДС (п. 1 ст. 2 Закона).

     2. Добавилось новое право налогоплательщиков на совместную сверку с налоговыми органами по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также получение акта после такой сверки (п. 3 ст.1 Закона). Это право было и раньше, но оно не было официально закреплено.

     За налоговыми органами закрепили обязанность передавать (вручать, отправлять по почте, высылать в электронном виде) акт сверки на следующий день после его составления (подп. «а» п. 7 ст. 1 Закона).

     Добавились новые обязанности у организаций по доведению в налоговые органы сведений о своих структурных подразделениях, а именно:

     - обязанность сообщать о создании всех подразделений за исключением филиалов и представительств в течение одного месяца со дня создания;

     - обязанность сообщать об изменениях в отношении ранее созданного подразделения (кроме филиалов и представительств) в течение трех дней со дня изменения;

     - обязанность сообщать в течение трех дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство или со дня прекращения деятельности через иное обособленное подразделение.

     Эти обязанности вступили в силу с 4 сентября 2010 года.

     3. Добавилось право налогового органа корректировать платежный документ, если налогоплательщик его некорректно оформил, чтобы деньги попали в бюджет по своему назначению (абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ). О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика должны известить в течение пяти дней после принятия данного решения (подп. «б» п. 10 ст. 1 Закона). Этот документ будет означать исполнение обязанности по уплате определенного налога за определенный период.

     Закон предусматривает возможность направления налоговыми органами поручения на безакцептное списание денежных средств со счетов организаций и предпринимателей в электронном виде.

     Также налоговым органам продлили процедуру взыскания долгов за счет имущества должника. Теперь решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) принимается в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 47). Взыскание будут производить судебные приставы-исполнители. После истечения этого срока налоговики могут обратиться в суд с иском о взыскании долга. Срок подачи заявления составит два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 12 ст. 1 Закона).

     Добавилась новое право налоговых органов на проведение контрольных мероприятий за период, превышающий три календарных года. Если в рамках выездной проверки налогоплательщик представит за какой-либо период уточненную декларацию, то налоговый орган должен будет проверить и этот период (п. 34 ст. 1 Закона).

     4. Расширился перечень информации, которую налогоплательщики смогут отправлять по телекоммуникационным каналам связи. Это распространяется на сведения, которые перечислены в п. 2 ст. 23 НК РФ, а именно о счетах в банках, о филиалах и прочее (подп. «г» п. 4 ст. 1 Закона). Также налогоплательщики смогут отправлять в электронном виде копии доверенностей и любые документы, запрашиваемые в рамках ст. 93 НК РФ (подп. «а» п. 35 ст. 1 Закона).

     Также больше документов в электронном виде смогут отправлять и налоговые органы. Например, доведение сведений о начисленном налоге и сроке его уплаты - в тех случаях, когда обязанность по исчислению налога возложена на налоговый орган (п. 13 ст. 1 Закона). Но это касается только предпринимателей, которые задействованы в системе электронного документооборота.

     Налоговые органы смогут направлять в электронном виде платежные поручения на списания денег со счетов плательщиков, открытых в банках (подп. «а» п. 11 ст.1 Закона). Также налоговые органы будут направлять банкам в электронном виде требования об уплате неперечисленной в бюджет сумме налога клиента банка (п. 15 ст. 1 Закона).

     Банки теперь обязаны сообщать строго в электронном виду сведения об остатках средств на счетах клиентов в рамках приостановления операций по ним для обеспечения взыскания задолженности налогоплательщика (подп. «б» п. 26 ст. 1 Закона).

     С 2012 года банки обязаны будут сообщать в налоговый орган об открытии и закрытии счета и об изменении реквизитов счета только в электронном виде (подп. «а» п. 33 ст. 1, п. 3 ст. 10 Закона).

     5. Теперь можно будет получить отсрочку не только по налогам и пеням, но и по штрафам (п. 15, 16 ст. 1 Закона). А также одновременно можно обратиться за предоставлением инвестиционного налогового кредита.
Налоговые агенты лишены права на перенос сроков уплаты (подп. «ж» п. 17 ст. 1 Закона).

     В порядок предоставления отсрочек внесли изменения. Не смогут рассчитывать на перенос сроков уплаты лица, которые в течение последних трех лет нарушали условия предоставления предыдущей отсрочки (подп. «б» п. 18 ст. 1 Закона). Также отсрочку или рассрочку по уплате налога могут предоставить, если имеются достаточные основания полагать, что отложенные налоги будут уплачены за время отсрочки. Также статью 64 НК РФ дополнили нормой, в соответствии с которой отсрочка и рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. А физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества , исключая то, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание (подп. «в» п. 20 ст. 1 Закона).

     В отношении потенциальных банкротов исключили условие об обязательном утверждении арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления, а также прекращении отсрочки в случае расторжения или прекращения таких процедур (подп. «и» п. 20 ст. 1 Закона).

     Также утвержден перечень документов, который надо приложить к заявлению об отсрочке (подп. «д», «е» п. 20 ст. 1 Закона).

     6. Изменен срок исполнения требования об уплате долга перед налоговой инспекции - теперь он составляет 8 рабочих дней (подп. «в» п. 23 ст. 1 Закона).

     Ранее начислялись проценты в пользу налогоплательщика только за нарушение налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам, теперь же проценты будут начисляться и при неправомерном приостановлении операций (подп. «е» п. 26 ст. 1 Закона).

     Также в период приостановления операций по счетам новый счет запрещается открывать не только организациям, но и предпринимателям, налоговым агентам, плательщикам сборов, нотариусам, частным адвокатам (подп. «ж» п. 26 ст. 1 Закона).

     Теперь если решение по результатам выездной налоговой проверки вручить не возможно, то его отправят по почте заказным письмом и по истечении 6 рабочих дней с даты направления оно будет считаться полученным (подп. «в» п. 38 ст. 1 Закона).

     7. Значительно увеличены размеры налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах:

     - нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) - стало 10 000 руб.;

     - уклонение о постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ) - теперь санкции не предусмотрено;

     - непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) - стало 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц, но не более 30% и не менее 1 000 рублей;

     - нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. 119.1 в новой редакции НК РФ) - 200 руб.;

     - грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) (теперь к ним теперь будет относиться и отсутствие регистров налогового учета (подп. «в» п. 45 ст. 1 Закона)) - 1) если деяния совершены в течении одного налогового периода - 10 000 руб.; 2) в течении более одного налогового периода - 30 000 руб.; 3) если деяния повлекли занижение налоговой базы - 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.;

     - невыполнение обязанностей налогового агента (ст. 123 НК РФ) - неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) сумм налога в установленный срок - 20% от суммы;

     - несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом (ст. 125 НК РФ) - 1) в отношении имущества, на которое наложен арест - 30 000 руб.; 2) в отношении имущества, по которому налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога - 30 000 руб.;

     - непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ) - 1) за каждый непредставленный документ 200 руб.; 2) при уклонении или отказе в предоставлении 10 000 руб.;

     - неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно сообщить налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ) - 1) однократное нарушение 5 000 руб.; 2) повторное нарушение в течении календарного года 20 000 руб.;

     - неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам (ст.134 НК РФ) - 20% от суммы по поручению, но не более задолженности, а при ее отсутствии - 20 000 руб.;

     - непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган (ст. 135.1 НК РФ) - 20 000 руб.

Генеральный директор ООО "Ависто"
Кабочкина Е.К.

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.