Конфликт интересов служащих государственных и коммерческих организаций

  Проблемы, связанные с нарушениями государственными/муниципальными и иными служащими правил служебного поведения можно охарактеризовать как проблемы, вытекающие из «конфликта интереса». Данное определение было взято из международного права (а именно-Конвенции ООН против коррупции 2003 г.) и подразумевает существенное понижение качества выполняемых сотрудниками служебных обязанностей и, как следствие, снижение уровня значимости различных государственных и общественных сфер в создании граждан.

   В Конвенции ООН не используется понятие «конфликта интересов», но используется понятие «коллизия интересов». В Международном кодексе поведения государственных должностных лиц также не употребляется данное определение, но в главе II Кодекса упоминается «коллизия интересов», под которым подразумевают: 1) использование официального положения для всевозможных выгод для себя или своей семьи; 2) участие в сделках (делах), которые несовместимы со статусом государственного служащего; 3) использование государственной собственности или денежных средств для получения личных выгод; 4) не информирование служащим о возникшем или потенциальном конфликте интересов; 5) злоупотребление служащим своим положением после окончания службы. 

   Непосредственно термин «конфликт интересов» обозначен в статье 8 Рекомендации N R (2000)10 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам. В статье 13 вышеуказанной Рекомендации дается следующее определение конфликта интересов: «Конфликт интересов возникает в такой ситуации, когда государственный служащий имеет личный интерес, могущий повлиять или показаться влияющим на беспристрастное и объективное выполнение им своих официальных обязанностей». В рекомендации особо подчеркивается обязанность государственного служащего к обязанности избегать конфликтов, «независимо от того, являются ли они реальными, потенциальными или могущими выглядеть как таковые».

   В РФ понятие конфликта интереса в нормативном акте упоминается в 2002 г., в утвержденных Президентом Общих принципов поведения государственных служащих. Согласно ему, государственный служащий, сознавая свою ответственность перед обществом, был обязан сообщать о возникшем конфликте интересов или угрозе этого своему руководителю, а также выполнить все его указания для предотвращения негативных последствий этого.

   В 2003 г. был принят ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно нормам правовое положение/статус государственного служащего, его обязанность следования ограничениям и правилам служебного поведения, а также порядок разрешения конфликта интересов устанавливались соответствующими федеральными законами о государственной службе.

 Например, ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены ограничения, накладываемые на должностных лиц, работающих в данной сфере: 1) запрет на привлечение служащего к проведению экспертизы, если он является близким родственником руководителя контрактной службы и 2) отстранение от участия в определении контрагента в случае, если участник, руководитель или иное лицо организации-контрагента является близким родственником руководителя контрактной службы. ВС РФ в своем обзоре от 28.09.2016 указал, что подобные ограничения накладываются не только на руководителя, но и на иных должностных лиц организации.

  В этом же законе содержалось первое официальное определение конфликта интересов, его выявления и преодоления. Им обозначалась «ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное РФ».

  Это же определение дублировалось в ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2007 г. В ФЗ «О противодействии коррупции» содержал свое определение конфликта интересов, нацеленное отражающее на регулирование в данной области. На данное определение ссылается ТК РФ, использующий его в отношении работников государственных корпораций, работников всевозможных организациях (ФНС, ПФР, ФСС и др).

  Отдельные разъяснения были даны ВС РФ в Постановлении Пленума от 16 октября 2009 г. N 19. Например, касательно разграничений понятий злоупотребление должностными полномочиями и их превышением.

 В 2015 г. путем внесения изменений в отдельные законодательные акты РФ определение было подвергнуто изменениям, расширив круг лиц от государственных и муниципальных служащих до замещающих государственные должности, а также работников государственных и негосударственных организаций.

   Среди минусов указанного регулирования можно обозначить отсутствие регулирования конфликта интересов лиц, которых нельзя отнести к государственным (муниципальным) служащим, но чья деятельность зачастую носит публичный характер и имеет большое значение для граждан и общества (например, нотариальная деятельность).

 

Юрист ООО "Ависто"

© Кривошапова Ольга

 

 

 

 

 

 

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.