Контрактная служба, контрактный управляющий: понятие, требования, обязанности, ответственность

   Согласно статье 38 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ФЗ N 44-ФЗ), организации-заказчики, имеющие совокупный доход менее 100 млн рублей, вправе или назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу, если же более 100 млн- выбор сводится к обязанности создания контрактной службы.
   КУ в отдельности и любой специалист КС, обязаны иметь 1) высшее образование по данному направлению или 2) высшее образование (по любому направлению) и дополнительное-в сфере закупок. Данное требование разъяснено в том числе в Письме Министерства экономического развития РФ от 23 сентября 2013 г. № Д28и-1070.
   Для функционирования КС/КУ создается Положение/Регламент, нормами которых руководствуются должностные лица. Типовое Положение/Регламент утверждается федеральным органом исполнительной власти (по регулированию контрактной системы в сфере закупок).
Функции и полномочия КС/КУ установлены ч. 4 ст. 38 указанного ФЗ. Так, КС/КУ: 1) проводят предварительную подготовку для осуществления закупок: разрабатывают план закупок и изменения к нему, готовят документацию и проекты контрактов, осуществляют консультации заинтересованных лиц, размещают информацию в ЕИС; 2) непосредственно сопровождают процесс закупок; 3) проводят контроль постфактум: проводят претензионную работу и рассматривают дела об обжаловании результатов определения исполнителей. Функции КС/КУ данный перечнем не ограничены, но должны действовать в соответствии с нормами закона и руководствуясь должностными обязанностями и полномочиями.
   Главным требованием, выдвигаемым работодателем к КУ/специалисту КС, является его профессионализм. Данное требование логично вытекает из одного из 6 принципов контрактной системы в сфере закупок - профессионализма заказчиков. Данный принцип включает в себя также самоустранение должностного лица при конфликте интересов, возникшем в процессе осуществления закупок (Подробней о конфликте интересов можно см здесь)
   В целях исполнения принципов открытости и прозрачности информации в сфере, деятельность КУ/КС подвергается нескольким видам контроля и регулируется ст. 99 ФЗ.         Контроль осуществляется (за некоторым исключением) федеральным органом исполнительной власти РФ/субъекта РФ в виде проведения проверок различного вида. За деятельностью в сфере закупок осуществляется также ведомственный контроль (согласно ст. 100 ФЗ), а также общественный контроль (согласно ст. 102 ФЗ). Контроль выражается в виде полномочия должностных лиц исполнительных органов требовать предоставления информации о закупке, получения объяснений от ответственных лиц. Представители общественных организаций вправе запрашивать информацию о самих закупках и об исполнении контактов.
   Еще один принципом, который стоит упомянуть, является ответственность заказчика за результативность обеспечения закупок и эффективность их осуществления. Ч. 1 ст. 107 ФЗ N 44-ФЗ перечисляет виды ответственности за нарушения в контрактной системе: виновное лицо может подвергнуться дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности.

 

Юрист ООО "Ависто"

© Кривошапова Ольга

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.