Дистрибьюторский договор

     Несмотря на широкое распространение дистрибьюторского  договора, он не поименован в ГК и квалифицируется судами как смешанный договор (часто как лицензионный договор с элементами посреднического или агентского договора). 

     Помимо частичной регламентации в российском ГК, отношения между производителями товара и его импортерами регулируются Типовым дистрибьюторским контрактом Международной торговой палаты (МТП), гл. 5 книги 4 «Принципов, определений и модельных правил европейского частного права» (часть Е) и Венской конвенцией о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (в части продажи товаров).

     Согласно "Принципам" в силу дистрибьюторского договора одна сторона (поставщик), обязуется на постоянной основе поставлять другой стороне (дистрибьютору), продукт, который последний обязуется покупать и продавать третьим лицам от своего имени и в своих интересах.   


     К обязательным условиям дистрибьюторского договора относят:

   Форма написания. Сторонами должна быть соблюдена простая письменная форма, посредством составления одного или нескольких документов, подписываемых сторонами.

     Указание сторон. То есть, указаны точные и полные наименования поставщика и дистрибьютора.

    Предмет. Под предметом подразумеваются взаимные действия сторон, имеющие отношение к продаже товара поставщиком и дальнейшей его реализации дистрибьютором;

    Цена. Она зачастую не имеет строго зафиксированный характер, а состоит из нескольких составляющих (например твердой суммы и процентного вознаграждения).

      Срок. По общему правилу, он является неопределенным, однако не исключено установление определенного срока.

     Содержание. Под содержанием понимается описание прав и обязанностей сторон. Основными обязанностями дистрибьютора является сбыт продукции поставщика, а также отказ от собственного производства аналогичного товара/продажа товаров иных потребителей. Основными обязанностями поставщика являются поставка качественного товара вместе с сопутствующей документацией, предоставление исключительных прав на использование товарных знаков, фирменного наименования, пр., а также своевременная оплата по договору.


     Объем продаж является одним из условий договора. По общему правилу, при отсутствии вины дистрибьютора, продажи ниже оговоренного объема не являются нарушением. Однако, дистрибьютор обязан уведомить поставщика о том, что ожидается объем ниже запланированного.
Ответственность сторон по договору предусматривает возмещение убытков виновной стороной.

     Условие о планируемом объеме товара, продаваемого дистрибьютора, является одним из краеугольных условий договора.

   Так, в Постановлении суда по интеллектуальным правам от 21 июля 2016 г. по делу N А40-76924/2015 рассматривался спор между поставщиком (правообладателем) ООО "Киноконцерн Воронцово Поле" и дистрибьютором ООО "ВОЛЬГАФИЛЬМ". Согласно исковому заявлению, требованиями ООО "Киноконцерн Воронцово Поле" являлись:

- взыскание вознаграждения (роялти) по лицензионному договору в размере более 22 млн рублей;
- взыскание упущенной выгоды в размере более 67 млн рублей;
- выплата штрафов, предусмотренными условиями лицензионного договора, в общем размере 1,3 млн рублей;

  Суть спора была такова: согласно условиям договора, Общество "ВОЛЬГАФИЛЬМ" обязано было осуществить воспроизведение (показ) фильма, исключительные права на который принадлежат ООО «Киноконцерн "Воронцово Поле», не менее 800 раз. Однако, аудиторская проверка показала, что показ фильма, по мнению правообладателя, осуществлялся 341 раз.

     Проанализировав условия заключенного сторонами договора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что экземпляром фильма в целях трактовки договора должна считаться запись фильма, в том числе, в виде записи в память ЭВМ, правообладатель же ошибочно считает понятия "экземпляр" и "физический носитель» тождественными. Дистрибьютор указывал, что показ фильма был осуществлен более 1 тысячи раз.
     Суд апелляционной инстанции поддержал данную позицию.
    Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу, что позиция нижестоящих судов верна в целом, однако ряд важных обстоятельств указанного спора не были исследованы, сами же выводы не основаны на действующем законодательстве.

     На этом основании спор был отправлен на новое рассмотрение, а предыдущие решения были отменены.

   На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что сторонам необходимо предусмотреть все детали заключаемого дистрибьюторского договора, которые имеют для них значение, однако основа договора должна строиться исключительно на нормах, вытекающих из закона. 

 

 

Юрист ООО "Ависто"
© Кривошапова Ольга

 

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.