Объект авторских прав: понятие и признаки

     Так как объяснение какого-то понятия посредством другого понятия не слишком объясняет ситуацию, далее в статье приводится перечень произведений, приравненный к объектам авторских прав. Объекты можно разделить на несколько категорий:
-самостоятельные («уникальные»),
-производные (произведения, созданные на основе других произведений, напр., роман «Скарлетт», написанный американской писательницей Александрой Рипли на основе первоначального романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром») и
-составные (подборка из произведений, уже созданных ранее другими людьми, напр., сборник поэзии поэтов Серебряного века).

      В первой группе относятся:
-литературные произведения и приравненные к ним программы для ЭВМ;
-драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
-хореографические произведения и пантомимы;
-музыкальные произведения с текстом или без текста;
-аудиовизуальные произведения;
-произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
-произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
-произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
-фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
-географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
       Данный список является открытым.
     Так как объектом авторских прав является, прежде всего, произведение, важно понять, а что же является произведением (как объектом авторских прав, то есть объектом искусства, науки, литературы и пр).


     Определяющих критериев/признаков нет в ГК, однако они указываются рядом ученых-практиков.

    Такими признаки являются: 1) совокупность мыслей; 2) творческий труд по выражению мыслей (идей, чувств); 3) выражение мыслей вовне.

    То есть, режиссер, задумавший создание фильма, вначале продумывает его сюжет и главных героев, затем визуализирует свои мысли посредством сценария/заметок, а затем создает сам фильм.
     Произведение может быть либо обнародованным, либо нет, однако само его существование влечет защиту авторских прав субъекта, создавшего его.
    Регистрация прав на программу для ЭВМ или базу данных является дополнительным способом защиты авторских прав и осуществляется по желанию правообладателя.
   Следует отметить, что авторские права распространяются не только на целое произведение, но и на его часть (напр., Карлсон является отдельным объектом авторских прав, так как этот персонаж создан творческим трудом, при этом легко узнаваем).
    ГК РФ дополняет Постановление Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части 4 ГК РФ, п. 28 которого разъясняет, что любой объект авторских прав охраняется, без привязки к его достоинствам, способов назначения и выражения, если только сам объект является результатом творческого труда. То есть, картина, написанная кетчупом в виде кругов различного диаметра, будет являться произведением искусства и охраняться наравне с Джокондой Леонардо да Винчи.
    Некоторые исследователи пытаются выработать иные критерии произведения, признаваемого объектом авторского права, например, их общественная значимость. То есть, Каса-Батльо, построенный прославленным Антонио Гауди, должен будет охраняться как объект авторского права, а мостик, построенный в саду его же собственником,-нет.
     Споры о критериях произведения (что собой представляет каждый, какие нужно убрать, а какие-добавить) как объекта авторского права не утихают с момента появления у человека самой возможности творить.
     Например, такой критерий как оригинальность воспринимается одними как единичность конкретного объекта среди подобных (напр., статуя «Давид» Буанаротти Микеланджело), другими- как некий мыслительный процесс человека, результатом которого станет объект авторских прав.
     Первые уделяют внимание оригинальности результата, вторые- непосредственного процесса творческого труда.


  В РФ превалирует второй подход. Например, упомянутый Пленум указал, что отсутствие новизны, уникальности/оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что не он является объектом авторского права (именно поэтому производный роман на основе известного романа «Унесенных ветром» признается таким же объектом авторских прав, который имеет тот же статус объекта защиты, что и первоначальное произведение).


Юрист ООО "Ависто"
© Кривошапова Ольга

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.